Сезонная динамика спроса на услуги психолога
С правовой и экономической точки зрения «психологическая услуга» – это любые мероприятия (индивидуальное консультирование, психотерапия, групповая тренинговая или психокоррекционная работа) или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.
Рынок психологических услуг не похож на другие рынки главным образом по трём фундаментальным причинам:
Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения, поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные;
Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок;
Услуга требует постоянного участия заказчика в ее реализации, что психологически противоречит традиционному пониманию: «услуга – это когда что-то делают за меня, но однозначно без моего участия, что помогает мне сэкономить время или здоровье».
Зимний сезон: наиболее традиционной для начала года является «послепраздничная депрессия», которая на самом деле является достаточно серьёзной и комплексной проблемой, возникающей на фоне следующих личностных и социально-психологических факторов:
Эмоциональное выгорание, развившееся в ходе новогодних и рождественских праздников;
Социально-психологический дискомфорт, вызванный фрустрацией базовых потребностей – финансовые проблемы, вызванные большими предпраздничными расходами, необходимость ежегодного профессионального самоутверждения и подтверждения компетенции;
Экзистенциальные страхи – необходимость начинать все сначала, «с чистого листа», «с нового квартала»;
Что же приводит к стабилизации настроения и мобилизации общего психологического состояния у широких масс населения уже через полторы-две недели? Ответ прост – вторая волна праздников и события, которыми наполнен конец февраля и начало марта: компульсивный шоппинг (подарки); интенсивное употребление фитоэстрогенов (пиво, вино) и более мощных психостимуляторов; гормональный выброс, связанный с изменением графика светового дня и пробуждением сексуального интереса к противоположному полу.
Середина марта – начало весеннего сезона активного спроса на услуги психолога-консультанта. Здесь запрос потенциального клиента может возникать на фоне следующих факторов:
Состояние апатии и ощущение бессилия – тривиальное следствие «витаминного голода», - «силы человека иссякают весною – потому, что они пробуждаются и пожирают ослабевший организм, как слишком толстый фитиль тощую свечу» [2];
Неврастеническое «бегство» от актуальной ситуации – «скорее бы закончилась эта зима, уже так хочется тепла», на фоне симтоматики синдрома хронической усталости;
Сверхценные идеи, как следствие гормонального дисбаланса – подозрения в неверности сексуального или брачного партнёра, супружеская ревность;
Неуверенность в себе, в собственной внешности и сексуальной привлекательности – фрустрация потребности в принадлежности и любви. Причины данного невротического состояния почти всегда напрямую связаны с возрастом клиента и соответствующим ему кризисом развития – это может быть пубертатный период (подростки и юноши), либо кризис среднего возраста (мужчины), а также течение климактерического периода у женщин.
Повышение температуры воздуха знаменует наступление третьей, летней волны сезонного спроса на психологическую помощь. В житейской психологии даже существует определения для характеристики подобного состояния – «предотпускная истерия». Разумеется, здесь мы имеем дело с разновидностью астенического синдрома, реализующегося в следующих проявлениях:
Нарушения сна, ощущение разбитости, усталости, головные боли проявляющиея в виде сжимающего обруча (неврастенический шлем), ощущается чувство давления внутри головы (“вата в голове”), сумбур в голове (“вода переливается, треск”) [1];
«Директорский» невроз у руководящих работников – они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает все и вся [1];
Повышенная (до панических атак) тревожность – навязчивое желание поскорее завершить все дела перед отпуском – характерны спешка и скука. Клиент поскорее хочет уехать, оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить – как любой неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией [1];
Вот наиболее типичные симптомы послеотпускной депрессии у мужчин:
Страх возвращения к нерешённым вопросам или перспектива неприятного разговора с руководством по поводу недобросовестно выполненных в последние дни перед отъездом заданий и поручений;
Тревожное ощущение информационного вакуума – страх упустить что-то из виду, быть не в курсе происходящего на работе – вопреки расхожему мнению, мужчины не менее любопытны, чем женщины, и остро переживают информационный голод. Неизвестность первого рабочего дня может легко привести к панической атаке на рабочем месте («Всё сразу навалилось – руки опускаются, не знаю за что хвататься!»).
Острая необходимость принимать решения по массе накопившихся за период отсутствия на рабочем месте предложений и запросов;
Подозрения в недобросовестной конкуренции со стороны коллег и подчинённых, которые в его отсутствие допустили промахи или ошибки, приведшие к убыткам или краху проекта.
Напряжение и дискомфорт при выходе на работу, усталость и апатия к делам, которые раньше были интересны;
Острое ощущение рутины и будней – все вокруг начинает казаться серым и совершенно неинтересным, до ощущения нескончаемой беспросветной однообразности и безысходности;
Плохое настроение, вызванное резким переходом из приятного, комфортного, состояния отпуска в напряженный рабочий график со своими рамками и другим «скоростным режимом»;
Экзистенциальные переживания, связанные с отсутствием ощущения смысла жизни: прошел отпуск, а с ним и быстротечное время, молодость и т.д.
Астенический синдром, проявляющийся в ощущении разбитости, апатии, повышенной сонливости, отсутствии аппетита;
Экзистенциальные страхи, связанные с уменьшением длины светового дня (страх смерти, страх грабежа, беспокойство за родных и близких);
Ощущение утраты контроля за временем, снижения работоспособности, повышенная тревожность «…ничего не успеваю сделать – только начал работы, а уже стемнело!».
Таким образом, при наличии у практикующего психолога-консультанта эффективных навыков работы с сезонными жалобами клиентов и планомерной организации рекламно-информационной и психопрофилактической работы, существует возможность реального увеличения экономической и социальной эффективности работы и престижа профессионала-психолога.