Игра как индикатор развития ребенка

То, как именно ребенок играет, как проявляет себя в той или иной игровой роли (ситуации), - вполне может нести информацию и об общем уровне развития ребенка, и о еще не реализованном его потенциале. Игра, как индикатор, может выполнять для родителя роль путеводителя: в каком направлении развития ребенка все идет гладко, а в каком предстоит приложить свои усилия, так как ребенок испытывает трудности, и пока еще не освоил некоторые правила поведения в полной мере.



Мама и ее сын Жора (Жоре семь лет) строят из конструктора аэропорт.


Жора: А здесь будет стоянка для самолетов, потому что их надо заправить и проверить перед вылетом.


Мама: Заправщиком буду я. Только вот незадача: мы не построили подъездной путь для бензовозов. Не может же моя машина перескочить через забор, чтобы подъехать к самолету.


Жора: Точно! Надо переделать.


Мама: Кто главный в аэропорту?


Жора: Я главный. Я директор аэропорта.


Мама: Значит, давай как в жизни: ты директор и ты организуешь строительство дороги для бензовозов. А я, как и полагается в таких случаях, организую автомобильную пробку из бензовозов, которые не могут к самолетам добраться.


Жора: Так, строители, все ко мне. Видите, какая пробка образовалась. Срочно построить дорогу и все бензовозы пропустить по ней к самолетам.


Мама: Автомобильная пробка готова, теперь давай как будто я строитель и иду выполнять поручение директора.


Жора: Давай!


Мама принимается перестраивать участок на игровом поле под названием «аэропорт». Но очень скоро обнаруживает, что они использовали все детали конструкции и ей нечем продолжать стройку.


Мама (обращаясь к сыну): Шеф, возникло затруднение. Не хватает строительных материалов. Что будем делать, шеф?


Жора (озадаченно): Я не знаю. У меня больше нет ничего.


Мама: Обычно на настоящих стройках так: директор обеспечивает подчиненных всем, чтобы они могли хорошо работать. Ты мой директор - вот и придумай, как мне дальше стройку вести.


Жора: Давай разберем башню для дежурного по аэропорту и из этих кирпичей достроим дорогу.


Мама: Без вышки для дежурного ни один аэропорт в мире не сможет работать. Давай сделаем ее пониже. Сколько кирпичей освободится, такую дорогу для бензовозов я и построю.


Жора: Точно!


Мама с сыном строили еще минут двадцать, пока для мамы не настало время прервать свое участие в игре.


Мама: Шеф, разрешите обратиться.


Жора: Обращайтесь. Что, опять без меня двух шагов самостоятельно не можете сделать?


Мама: Нет, шеф. Просто мне нужен отпуск. Очень срочно нужен отпуск.


Тут мама объявляет: «Стоп игра! Мне пора заняться нашим ужином. Поэтому я пойду на кухню, а ты уже без меня продолжишь игру. Договорились?»


Жора: Вас понял. Иди, готовь ужин. Что тут поделаешь.


Мама ушла из детской совершенно спокойно.


Думаешь - это «причесанная» история и в жизни так не бывает. Еще как бывает. Просто Жорина мама, ведя игру на равных с сыном, свои действия, как это и положено на настоящей работе, предварительно согласовывала со своим «шефом». Ведь чаще как бывает: предусмотрительный всезнающий родитель гораздо раньше определит, что продолжение игры при нехватке строительных материалов невозможно. Родитель преспокойно берет и начинает по-своему организовывать игровой процесс. Например, мама могла молча взять и разобрать какое-нибудь здание из уже построенных и начать из полученных деталей строить дорогу. Очень часто следствием этого бывает яркое проявление несогласия ребенка на бесцеремонность родителя: «Я не просил ломать мой терминал! Я не буду с тобой играть. Ты играешь плохо. Уходи!». В ответ от родителя прозвучало бы: «Я не могу с тобой играть только так, как хочется тебе. Не хочешь со мной играть - пожалуйста, я ухожу. Играй один, как тебе хочется, а меня не трогай». Несогласованные действия - это путь в тупик. Когда они повторяются и таким образом заканчиваются большинство совместных игр родителя и ребенка, то в игры со своими сверстниками ребенок пойдет именно с тем опытом, что приобрел. Вероятным следствием такого негативного опыта совместных игр тогда становятся:


- настойчивые попытки ребенка быть главным во всех играх без исключения,


- нежелание учитывать какие-либо предложения партнеров по игре,


- частые конфликты с другими детьми в ситуациях, которые, с точки зрения взрослых, выглядят элементарно простыми.


Ребенок оказывается просто-напросто не готов к взаимодействию, к установлению связей и затрате собственных усилий на их поддержание.


Ведь для ребенка важно не только то, что мама или папа играют вместе с ним; не только то, что мама или папа не отвлекаются в ходе игры на свои взрослые (в данный момент неуместные) дела. Важно, чтобы в ходе ролевой игры возникала бы и сохранялась максимально полная ее реалистичность - в понимании ребенка данного возраста. Мама Жоры отлично это понимает, она просто чувствует это и ведет себя в контексте игры так, что параллельно успешно решает сразу несколько задач. Каких? А вот каких:


- она передает сыну право быть главным в игре: «Кто главный в аэропорту?»,


- она в ходе игры дает ребенку представление о распределении обязанностей среди людей: «...давай как в жизни: ты директор и ты организуешь строительство дороги для бензовозов. А я, как и полагается в таких случаях, организую автомобильную пробку...»,


- она передает сыну инициативу по поиску решения в трудной игровой ситуации: «Обычно на настоящих стройках так: директор обеспечивает подчиненных всем, чтобы они могли хорошо работать. Ты мой директор - вот и придумай, как мне дальше стройку вести». И успевает обоснованно корректировать даже решение «шефа»: «Без вышки для дежурного ни один аэропорт в мире не сможет работать. Давай сделаем ее пониже. Сколько кирпичей освободится, такую дорогу для бензовозов я и построю...»,


- она свой выход из игры тоже адаптирует непосредственно К самой игре: «Шеф, разрешите обратиться... мне нужен отпуск. Очень срочно нужен отпуск...».


Проведение игр именно в такой форме трудно переоценить. Огромный спектр познаваемых ребенком сторон внешнего мира в таких играх постепенно входит в гармоничное сосуществование с внутренним миром ребенка. Дает ребенку образцы, поведенческие модели не просто для подражания, но и для осмысления. Ребенок, понимая, что именно и почему происходит в его игре, сохраняет за собой ощущение, что это он сам создает некую ситуацию и управляет ею. Ведь решения, которые приходят извне и которые ребенок при этом воспринимает как свои собственные, впоследствии ему легче реализовывать. Такие решения не выглядят навязанными родителем. Чувствуя себя уверенным, ребенку даже в шесть-семь лет самому уже становится интересно осваивать игры, регламентируемые четкими правилами. Будь то игры совершенно формализованные (футбол, шашки, занятия музыкой...) или игры, ограниченные правилами лишь условно («дочки-матери» - четкая ролевая идентификация, дети выполняют указания взрослых, игра отражает совершенно конкретные представления детей об устройстве семейной жизни...). Но каковой бы ни была игра родителя с ребенком, своим участием в ней глобальной задачей родителя будет оставаться формирование уверенности ребенка в собственных силах, своих возможностях. Это имеет даже большее значение, чем развитие выявленных родителями отдельных способностей ребенка.

Популярные сообщения из этого блога

С чем можно сравнить семейную жизнь?

Какие правила нужно соблюдать при посещении зрелищных мероприятий?

Как воздействовать на упрямых детей?