Развитие ребенка после года
Вот и прошел первый год жизни, ребенок вступает в новый этап. Для вас чем-то более легкий, чем-то более тяжелый. Более легкий, потому теперь нет бессонных ночей и непонятного плача, более тяжелый, потому в ребенке просыпается невероятное любопытство. Мир вокруг так разнообразен и интересен, что его необходимо познать, а познают дети его через личное действие, в основном через осязание. Именно поэтому они рвутся все пощупать, попробовать «на зуб». Поэтому вместо того, чтобы бесконечно кричать: «Это нельзя! Это поставь на место!», уберите все легко бьющиеся, колющееся и режущие предметы подальше. Все равно он найдет, что разбить и поломать.
Недавно дочка моей подруги отмечала первый день рождения сына. Поскольку все дверцы на шкафах были тщательно завязаны, то малышу никак не удавалось их обследовать. А тут мама развязала дверцы и стала что-то оттуда вынимать. Лешик просто не мог остаться в стороне, и когда мама несла очередные тарелки на стол, он решил ей помочь. В результате половины чайного сервиза не стало. Ну, и что делать? Он это сделал специально или сознательно? Конечно, нет! Ругать бесполезно, он просто не поймет, за что его ругают. Почему маме можно брать что-то, а ему нет? Им двигало самое обыкновенное любопытство. В подобной ситуации лучше всего папе было взять малыша на руки и уйти в другую комнату. Дабы уберечь свою посуду от постоянной угрозы уничтожения, я, будучи мамой молодого человека 9 месяцев от роду, предприняла ряд действий, которыми рекомендовала воспользоваться всем молодым мамам, работая врачом. Часто результат превосходил все даже самые смелые ожидания. На кухне, которая всегда вызывала столько интереса у моего старшего сына, я выделила одну нижнюю выдвигающуюся полку, в которую сложила различные «взрослые» вещицы. Для того чтобы ребенку не надоедало содержимое полки, было два комплекта и они менялись раз в 5-7 дней. Это были яркие деревянные с гладкими краями расписные ложки и мешалки, металлические крышки и коробочки от чая, пластиковые баночки и бутылочки, пробки от вина и шампанского и т. д. Ложками и мешалками можно было стучать и размахивать, а пробки прекрасно складывались в коробочки и баночки, а ребенок пытался закрутить крышечку. Крышки издавали совершенно замечательные звуки, когда он бросал их на пол, или катились в другой конец кухни и за ними нужно было устроить погоню. Желательно успеть первым, до кошки Моники, которая принимала активное участие в этих забавах. Иногда все содержимое высыпалось на пол и кошка залазила в полку, а малыш пытался влезть туда тоже. Моника защищала от сына занятое пространство, а тот начинал военные действия и происходила свалка. Раздавались призывные вопли и «грозное» Шипение, затем неприступный бастион забрасывался снарядами из подручных средств. Кошка с недовольным мяуканьем капитулировала и, задрав хвост, ретировалась в комнату на диван. Оттуда Моника хитро смотрела на победителя и виляла белым хвостом, как белым флагом, точно зная, что здесь она вне досягаемости.
В этом возрасте ребенок - маленький исследователь, ему необходимо выяснить, на что годится та или иная вещь, каковы ее свойства. По определению В. Ильина, ребенок учится не только брать, но и отдавать. Моя мама рассказывала, что когда ее младшая сестра была в таком возрасте, она очень любила, выпив молоко, бросить чашку на пол, в ее понимании - отдать ее полу. После третьей чашки бабушке это надоело, и она купила подобную чашку, только эмалированную. Какое горе было, когда она не разбилась. Когда моя тетя выросла, то превратилась в самого аккуратного человека, она до сих пор не разрешает никому ничего делать в своем доме, чтобы, не дай Бог, что-то не поломалось, не разбилось, хотя мне и самой уже за шестьдесят. Через период разрушительства проходят все дети, просто подождите, когда они подрастут. Как-то я пришла в гости к сыну, и мы сели пить чай на кухне, а внук в это время играл в комнате с машинками. И вдруг раздался такой вопль, что, по-моему, вздрогнули все девять этажей дома. В этом крике было столько горя и отчаяния, что все бросились в комнату. Оказалось, что кто-то принес ему выпущенную еще в советские времена металлическую гоночную машинку, и, о ужас, этот гонщик был приварен, его нельзя было вытащить. Машина, которую нельзя разобрать на части, не представляет никакого интереса, он просто перестал ею играть. Кроме того, помните, что вы подарили ему игрушку, и это теперь его собственность, с которой он волен поступать, как ему захочется.
Если он будет бесконечно слышать о бережном отношении к вещам, ломать игрушки он не перестанет, а вот комплекс, что он никчемный, может только ломать, разовьется. А мы потом удивляемся: откуда берутся «безрукие мужчины»?
Я понимаю, что игрушки сейчас стоят дорого, но ведь ребенок не знает их цены, поэтому покупайте те, которые он спокойно разберет на запчасти, и вам не будет жаль выброшенных денег. Обратите внимание, что, даже играя в кубики, вы строите башню, а ему интересно ее разрушить. Созидать он еще не умеет. Это ваша задача научить ребенка творческому подходу к созиданию не только башни из кубиков или пирамидки, но и созиданию отношений между людьми.