Развитие чувств у ребенка
Эти естественные богатства у ребенка развиваются и без всякого поощрения, но с вашей помощью развитие будет более полным. Чтобы стимулировать восприимчивость малыша и избавиться от сомнений, верно ли вы это делаете, прочтите следующее.
Зрение. Малыши еще не овладели зрительной избирательностью, поэтому обращают внимание на все, что попадает в их поле зрения. Парк - это движущийся калейдоскоп: высокие деревья, яркие цветы, девочка на велосипеде, мальчик на роликах, мужчина с детской коляской, бегущая трусцой женщина, белка, разыскивающая желуди, собака, гоняющаяся за бабочкой. При таком обилии картин нетренированным глазам малыша трудно сосредоточиться хотя бы на одной больше чем на мгновение.
Вы можете помочь ребенку сделать это, привлекая его внимание к определенным предметам или явлениям. Прежде всего объясняйте как можно проще: «посмотри, девочка на красном велосипеде. Девочка едет на велосипеде».
Куда бы вы ни шли, играйте в «посмотри» - на пляже и в зоопарке, в поликлинике и на почте. Рассматривайте с малышом то, что уже видели с ним десятки раз, побуждая его отметить в знакомом нечто новое и то, что еще никогда не видели. Такая игра не только развивает визуальное восприятие ребенка, но и (если вы постоянно поясняете то, что видите) стимулирует развитие речи, а утомительное времяпрепровождение (например, ожидание в очереди) превратит в увлекательное и полезное занятие.
Малышу понравится также смотреть на мир другими глазами. Например, маленькие дети любят смотреть на себя и других людей в зеркало (к концу пятнадцатого месяца большинство из них узнают себя в зеркальном отражении). Вы можете показать им также, как в этом магическом предмете выглядят игрушки и другие вещи. Через розовые очки. Изменение цвета при взгляде через окрашенные стекла часто просто зачаровывает малышей, как завораживает их изменение форм и очертаний при взгляде через прозрачный занавес, толстый кусок стекла или витраж. Через лупу. Малыши постарше с восторгом изучают окружающий мир при помощи лупы (она должна быть небьющейся). Покажите юному ученому, как ею пользоваться, и дайте ему возможность попрактиковаться дома и на улице.
Язык «пещерного человека»
Нашей малышке год и два месяца. Похоже, она все понимает, но произносит не более шести слов, а в основном предпочитает толкать или тянуть нас и с ворчанием указывать на то, чего ей хочется.
Потрясающе, сколь многого малышка может добиться без помощи слов: как маленькая жительница пещеры, она тащит маму за край юбки на кухню, тянет папу за ногу к двери, бормочет или кивает в ответ на вопросы, показывает пальцем на вещи, которые хочет получить. Пока девочка активно пытается общаться с окружающими, вы можете восхищаться детской изобретательностью, не тревожась за ее нелегкий путь овладения словами.
Разумеется, вы должны пытаться понять примитивный язык ребенка, нужно отвечать на ее просьбы и поощрять любые попытки общения, чтобы помочь девочке овладеть речью. Если, например, она тянет вас к холодильнику, переведите действия на язык слов: «а, ты хочешь подойти к холодильнику. Чего тебе хочется? Сока?» если малышка бурчит и указывает на полку, где сидит тряпичный клоун, спросите: «ты хочешь клоуна? Мне достать клоуна?» потом: «вот клоун». Когда малыш станет чуть старше, можете добавить несколько деталей: «она хорошо катается. Посмотри, у девочки в волосах красивая красная лента; а на туфельках - красные бантики».