Как помочь дочери пережить подростковый кризис?
Как вести себя во время возрастного кризиса дочери-подростка?
Каждый человек испытывает в своей жизни несколько возрастных кризисов. До этого мы говорили с вами о кризисах, связанных с физиологией, эндокринной перестройкой организма. Но есть еще и психологические возрастные, о которых подробно написала Гейл Шихи. Нашу дочь в ближайшее время ожидает самый тяжелый кризис из всех предстоящих – кризис «вырывания корней». В возрасте 16-17 лет начинается очень тяжелый кризис, так как подросток должен вырвать из своего сердца «корни», которые «пустили» там родители. Если человек правильно проходит это испытание, в дальнейшем он не испытывает проблем в установлении отношений с другими людьми. Он способен вступать в близкие отношения, любить, жить счастливой семейной жизнью.
Что же это за «корни»?
Все, что мы внушаем своим детям: наши идеалы, моральные ценности, «что такое хорошо и что такое плохо». Отец своей жизнью показывает сыну: делай, как я. У матери с дочерью может быть два варианта: либо «будь такой, как я» или, наоборот, «не делай, как я, ты же видишь, как все это печально». Шихи представляет себе душу человека двуликой: одна ее часть хочет тепла, уюта, близости с другим человеком, стабильности. Другая – это наши творческие порывы, стремление к неизведанному, за границы из привычного круга. В равновесии этих двух частей души – залог психического здоровья, которое закладывается во время этого самого главного кризиса в нашей жизни. Понятно, что не все «корни» наши дети выкидывают на помойку. Иногда они «выдирают» очередной «корень», разглядывают его, задумываются и со словами «я тоже так думаю» возвращают на место. Именно в этот период человек начинает строить самого себя. Какими несносными в этот период становятся наши дети: одеваются, красятся, причесываются таким образом, лишь бы не походить на нас. Девушки заводят молодых людей и очень расстраиваются, если таковых не имеют. Это построение наши дети стараются производить при отсутствии родителей, поэтому начинаются первые длительные отлучки детей из дома – экскурсионная поездка в другой город или многодневный поход.
Что такое возрастной кризис вашей дочери-подростка?
Очень долгое время преобладала теория, что девочка в возрасте примерно от 17 и выше должна порвать связь с матерью. Только в этом случае она состоится как самостоятельная личность. В 90-е годы XX века, на основе новых данных, на психологическое развитие женщины стали смотреть иначе. Взаимоотношения между дочерью и матерью имеют большой потенциал чуткости, поддержки и дружелюбия. Девочка достигает в своем развитии самостоятельности, индивидуальности в рамках все более усложняющейся системы взаимоотношений с окружающими, в том числе с матерью.
Я пишу это не понаслышке. Дело в том, что одна из моих учениц, наверное, класса с 7-го увлеклась геологией (ее папа – геолог) и стала посещать кружок. Потом поступила на геологический факультет и, поскольку я стараюсь как можно дольше поддерживать связь со своими выпускниками, приходила ко мне в гости со своей учебной группой. Ее однокурсники оказались очень интересными, начитанными, остроумными и самостоятельными молодыми людьми. Мне было интересно узнать, как они пришли в геологию, и оказалось, что практически все они начинали с кружка, затем принимали участие в городских олимпиадах, а затем уже стали участниками Всероссийской олимпиады.
Кружки по интересам
Если вы хотите, чтобы ваша дочь получила как можно больше разнообразных знаний, нашла хороших друзей и никогда не испытывала скуки, – как можно раньше отправляйте ее в кружки. Возможно, она не сразу поймет, что ей нравится, – дайте ей возможность посетить несколько, и в конце концов она выберет то, что ей по душе. Если вы живете в таком месте, где вообще ничего нет, – что же, станьте сами организатором чего-либо. Сделайте это ради своей дочери. Дети должны общаться на почве профессионального интереса, они должны быть в этом успешны. Тогда и домашние задания выполняются быстрее, и режим соблюдается, а знакомые, приятели и подруги дочери не вызывают родительской неприязни.
Мода
Многим девочкам нравится заниматься в школах моды (они сейчас по-разному называются, в зависимости от месторасположения). С одной стороны, там преподают основы дизайна костюма, учат моделированию и шитью, а с другой – учат красивой походке, умению держаться. Что бы мы с вами ни говорили про ум и интеллект, никуда не денешься от природного женского желания быть красивой и привлекательной. Но девушка должна уметь и держаться, и одеваться естественно, без напряжения – как само собой разумеющееся. Если к этому приучать с детства, тогда в студенческие и последующие годы больше времени и сил остается на профессиональное становление и другие увлечения.
В частности, Гейл Шихи (американская журналистка, одной из первых заинтересовалась теорией возрастных кризисов и занялась социологическими исследованиями. Ее книга, изданная в конце 70-х годов XX века, вызвала большой интерес и претерпела более 20 переизданий) пишет: «...скрупулезный анализ развития личности разработан только до 18-20-летнего возраста. После 21 года мы предоставлены сами себе и плывем вниз по течению до старости, когда нас начинают изучать геронтологи...» И далее: «Нас учили, что дети проходят определенные стадии развития, одинаковые для всех. Мы отправляем нашего отпрыска из детского сада в колледж и оставляем его на пороге зрелости в нервном возбуждении. Он технически подготовлен, жаждет решать проблемы, умеет обходить препятствия. Но мы не учим его понимать свой внутренний механизм, не учим тому, что даже взрослые делятся на тех, кто держится на плаву, и тех, кто потерял равновесие и утратил мир в душе».