Ребенок и электроника

Многие родители разрешают детям смотреть телевизор с первых месяцев жизни и радуются - ребенок подолгу сидит, не беспокоя их. Несомненно, это вредно для зрения и психики ребенка - большой объем визуальной информации может перегружать эмоциональную сферу, вызывать возбуждение, нарушать сон и т.п.



Есть также данные о том, что избыток визуальной информации может привести к ассиметричному развитию головного мозга. Дело в том, что визуальная, образная информация усваивается правым полушарием нашего мозга, а левое полушарие отвечает за логику, анализ, вычисления, а также контролирует речь и способности к чтению и письму. Если ребенок с первых лет получает информацию в основном для правого полушария, оно и развивается больше. Впоследствии это затрудняет для него работу с текстом, письмо, сказывается на неразвитости речи. Все это может стать причиной трудностей в обучении.


Американская ассоциация педиатров провела в конце 90-х годов прошлого века большое исследование, чтобы разобраться, как телевидение влияет на психику ребенка. И дала рекомендации: до полутора лет детям вообще нельзя смотреть телевизор, с 1,5 до 3 лет - максимум 15 минут в день, с 6 до 8 лет - максимум полчаса в день.


Наши педиатры не рекомендуют включать телевизор детям до трех лет. Детям старше трех лет можно позволить просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши» или мультфильма - не более 10 минут в день; и лишь с пяти лет можно разрешить просмотр детских передач до получаса в день. Но кто из нас придерживается этих норм? Телевизор нередко используется как способ нейтрализации ребенка, чтобы он не мешал взрослым.


Но «голубой экран» для ребенка - то же, что алкоголь для взрослого. Родители должны знать, что постоянно работающий в доме телевизор может привести к развитию самой настоящей зависимости, которая позже может превратиться в ад-дикцию иной природы в младшем школьном или подростковом возрасте.


Особенно этот риск высок, если ребенком не занимаются. Телевизор в этой ситуации будет играть роль «иглы», заменяющей реальные социальные связи, интересы, а со временем приведет к поиску другой «иглы», уже более совершенной - для получения доступного ему удовольствия. Так что, «подсаживая» ребенка на телевизор вместо полноценного общения и необходимых ему социальных связей, родители очень рискуют.


Нередко родители страшно гордятся, если ребенок в три года умеет обращаться с компьютером. Помимо вопросов о том, как это скажется на его здоровье, важно понимать: компьютер, как и телевизор или видеоплеер, хорош тогда, когда способствует гармоничному развитию ребенка, - и плох, когда начнет замещать собой все остальное. Хорош, если его используют в разумных пределах, а не для того, чтобы развязать себе руки, освободиться от ребенка. Как правило, человек выбирает этот способ препровождения времени, если у него нет ничего более интересного. Родители могут устроить «сшибку интересов» - предложить ему выбор: компьютер или общение с ними и совместное интересное занятие. Этим процессом можно и нужно управлять.


Нередко родители спорят, нужен ли ребенку 5 - 6 лет мобильный телефон. Но простая логика подсказывает, что он нужен, когда ребенок начинает куда-то передвигаться самостоятельно.


Вряд ли дошкольнику родители позволят ходить куда-то без сопровождения. А раз так, то телефон пока и не нужен.


Иногда ребенок требует купить ему телефон, потому что у Даши (Паши, Маши) он уже есть, а у него нет, и это служит поводом для насмешек и т.п. Тут многое зависит от того, насколько родители смогли подготовить его к подобным моральным коллизиям. С 4,5 - 5 лет с ребенком можно отыгрывать простые нравственные ситуации на куклах: один человек уважает другого, а другой унижает, смеется, оскорбляет... Подводить его к пониманию того, что у каждого человека есть возможности либо поддержать, либо унизить другого, либо приподняться самому, либо упасть... и т.д. Ведь с грубостью, неуважением, хамством, культом силы и прочими реалиями жизни ребенку все равно придется столкнуться. Важно вооружить его пониманием, сформировать правильное отношение к негативным явлениям и дать примеры правильной реакции. И это относится не только к насмешкам по поводу наличия или отсутствия у него какой-то вещи, будь то сотовый телефон, «Мерседес» или вилла на Багамах.

Популярные сообщения из этого блога

С чем можно сравнить семейную жизнь?

Какие правила нужно соблюдать при посещении зрелищных мероприятий?

Как воздействовать на упрямых детей?