Какова роль телевидения в семейной жизни?
Исследование телевидения в его «естественной среде обитания», дома, не простая задача. Конечно, мы спрашиваем детей и тех. кто их воспитывает, об их зрительских предпочтениях и привычках. Мы используем опросы, проводим прямые и телефонные интервью и даже просим их заполнять анкеты в школе. Возможно, они стараются (или не стараются) ответить как можно полнее и правдивее; пытаются (или не пытаются) угадать наши намерения и дать тот вариант ответа, который, как они считают, понравится нам или разделяется всеми; они способны (а может, и не способны) осмысливать свое собственное поведение и поведение других членов семьи во время просмотра телепрограмм. Мы также используем данные телевизионных рейтингов, предоставляемые коммерческими и общественными организациями, чтобы выяснить, что дети любят смотреть, когда, как долго и с кем.
Все эти методы сбора данных очень важны и в то же время дают нам очень нечеткое представление о том, как дети «на самом деле» относятся к просмотру телевизионных программ, ставшему привычной частью их повседневной жизни. И чтобы выяснить это, нам остается только желать стать невидимыми исследователями, долго жить рядом с каждым ребенком в мире и таким ненавязчивым способом получать из первых рук всю необходимую информацию об их жизни.
И хотя исследователи не могут быть невидимыми, некоторым из них удалось стать включенными наблюдателями семейной жизни на срок, достаточно долгий для того, чтобы гармонично вписаться в обычный для семьи ритм жизни и. таким образом, сформировать непосредственное представление об их повседневной «жизни», в том числе и о том, что касалось просмотра телевизора. Таких примеров ведения этнографии семейной жизни было немного. К проблеме телевидения они впервые обратились в 1970-е годы. До сих пор подобные эксперименты отнимают неоправданно много времени и ограничены по своим масштабам, хотя они и обладают большим эвристическим потенциалом. Читая отчеты и аналитику результатов, полученных в ходе подобных исследований, невольно задаешься вопросами: неужели все происходит точно таким же образом и в моей семье? Считаю ли я так же? Разве все это отвечает моим представлениям? Многие данные и сведения, приведенные ниже и призванные дать ответ на эти вопросы, были получены посредством этнографической практики.
Социальные функции использования телевидения
Одним из главных достижений подобных исследований было осознание того, что функции телевидения не ограничиваются только развлекательной и информационной. Социальные функции использования телевидения на удивление разнообразны и могут быть поделены на две группы: структурные и родственные. Структурные функции не связаны с содержанием программ и имеют дело только с непосредственным использованием телевизора. Например, когда телевизор используется как фоновое сопровождение рутинных домашних обязанностей или для создания ощущения того, что дома кто-то есть, когда ребенок остается один. Телевидение также может регулировать распорядок дня семьи: определять время приема пищи и время сна, время выполнения какой-то работы по дому и т.п. Например, мать может уговорить упрямого дошколенка немного поспать днем с помощью заманчивого обещания: «Когда ты проснешься, как раз начнется твоя передача». Или когда подросток просит: «Давайте поужинаем пораньше, чтобы я посмотрел футбол». Выполнение поручений, назначение встреч и вообще любые выходы из дома часто согласуются прямо или косвенно с программой телевидения.
Родственные функции связаны с ролью телевидения во взаимоотношениях членов семьи. Например, телевидение может облегчать коммуникацию между ними: давать пример действий, чувств или идей, можно практически реализовать увиденную по телевизору сцену или скопировать характер. Знакомый эпизод из телевизионной программы может помочь ребенку получить доступ к общему разговору, поскольку он является обшей «контрольной» точкой для всех участников, уравнивающей их возможности. Применение на практике образцов социального поведения и знаний, позаимствованных из телепрограмм, подтверждает статус телевидения как социально-ролевой модели, которую можно копировать в реальности, решать с ее помощью свои жизненные проблемы и, наоборот, закрывать на них глаза. «Я бы хотела, чтобы все наши проблемы решились точно так же...» - вздыхает девочка, пребывая под впечатлением «хеппи-энда» комедии, которую она только что посмотрела. Или отец, который ругает своего сына, говоря: «Что ты думаешь, тебя по телевизору показывают, что ли?»
Роль телевидения в семейной жизни
Просмотр телевизора всей семьей может облегчить коммуникацию или наоборот, затруднить ее в зависимости от обстоятельств. Ситуация совместного просмотра дает семье общий опыт переживаний, который сплачивает ее - в смехе, подозрении, заинтересованности, - и дает физическое чувство единения, когда родственники просто прикасаются друг к другу или даже обнимают своего ребенка.
Тем не менее телевизор для зрителей - это еще и способ избежать взаимодействия. Просмотр телевизора и внимание, которого он требует, позволяет зрителям наслаждаться своей уединенностью и уходить от гнетущей обязанности общаться на какие-нибудь неприятные темы. Ребенок, который хочет расслабиться после тяжелого дня в школе, может посмотреть мультфильм; подросток может погрузиться в меланхолическое настроение, выбрав сентиментальное кино; дети, которые хотят отгородиться от взрослых, могут достичь своей цели, включив популярный музыкальный канал. Во всех этих примерах члены семьи используют телевизор для обозначения границ своего личного пространства.
Пользование телевизором для демонстрации компетентности или установления доминирования в семье также является распространенной социальной функцией телевидения. Например, контроль над тем. что смотрят дети, - это четко выраженный показатель семейной иерархии, точно так же, как право пользоваться пультом или видеомагнитофоном.
Члены семьи могут использовать телевизор для утверждения своего семейного статуса и для обозначения своей области знаний: например, когда они пытаются предугадать развитие сюжета, правильно ответить на вопрос викторины или обсудить новости.
Борьба за выбор программы
С другой стороны, борьба за выбор той или иной программы часто становится похожей на поле военных действий, где очень четко представлена силовая структура семьи: имеют ли младшие дети такое же право на выбор программы, как и их старшие собратья? Исследования показывают, что чаше всего дети присоединяются к просмотру программ, выбранных старшими членами семьи, а не наоборот. Имеет ли женская часть семьи такую же степень участия и влияния на выбор программ? По-видимому, нет, поскольку в исследованных домохозяйствах отцы, безусловно, доминировали в этом вопросе. Обладает ли кто-нибудь правом вето на выбранные программы и изменением их в свою пользу? Опять же. таким оказался отец семейства. Кто обладает правом окончательного решения? Снова отец. Таким образом, как уже было сказано, путем анализа взаимодействий семьи с телевизором мы можем много узнать о стилях воспитания и тендерных взаимоотношениях в семье. Другими словами, просмотр телевизора в семье всегда обусловливается определенным социальным контекстом.