Как дети реагируют на телевизионных персонажей?

Представьте себе социальный мир ребенка, живущего по соседству с вами. Людей каких профессий, с какими жизненными ценностями он видит каждый день? Очевидно, что большинство детей во всем мире в первую очередь имеет дело с членами своей семьи, учителями, продавцами, врачами, водителями автобусов или такси. Они могут иметь случайные контакты с представителями других профессий, в зависимости от обстоятельств их личной жизни. Но большая часть профессионального мира взрослых им недоступна (как и большинству самих взрослых). Таким образом, телевидение становится «замочной скважиной», позволяющей узнавать о профессиональных ролях, выходящих за пределы их повседневной жизни, особенно тех, которым уделяется большее внимание и которые имеют устоявшиеся стереотипы в драматических жанрах: красноречивых адвокатах, целеустремленных работниках органов правопорядка, блестящих хирургах, выдающихся знаменитостях, гнусных главарях преступных группировок, многоликих студентах и т.д.



Телевизионные персонажи и процесс самоидентификации


Раньше мы обсуждали, что когнитивная схема - это структура организации знаний об определенной идее или понятии (например, «преступник», «певец»). Схема может быть сформирована знаниями, полученными «из первых рук» или через посредников, таких, как другие люди. СМИ, и в нашем конкретном случае - телевидение. В свою очередь, схемы включают в себя алгоритмы обработки новой информации. Например, схема, касающаяся половых различий, обусловливает то. что мы обращаем разные доли внимания на женские и мужские персонажи, перерабатываем и запоминаем соответствующий контент, воспринимаем его в качестве значимого, а также наши предпочтения и оценку персонажей как таковых. Как правило, дети склонны обращать больше внимания и тщательнее запоминать персонажей, отвечающих их ожиданиям, касающимся традиционных тендерных ролей (например, мужчина-врач и женщина-медсестра). Обратная ситуация наблюдается в случае нарушения этих ожиданий (например, женщина-врач и мужчина-медбрат). Исходя из того, что мы уже знаем о когнитивном развитии, мы можем предположить, что по мере того, как ребенок растет, его восприятие телевизионных персонажей значительно меняется.


Восприятие детьми телевизионных персонажей


Маленькие дети при оценке персонажа в большей степени ориентируются на его внешний вид. В связи с этим они считают незнакомую внешность иностранца, непривлекательные черты лица и линии тела отрицательными качествами личности, приравнивая «уродливого» человека к «плохому». Однако по мере взросления они начинают придавать больше значения внутренним характеристикам личности, обстоятельствам ее поведения и причинам мотиваций. Но, как и взрослые, они остаются очень подверженными социальным ожиданиям и стереотипам, глубоко укоренившимся во всех обществах и активно транслируемым коммерческим телевидением. Многие люди на протяжении всей своей жизни опасливо относятся к тем людям - как на экране, так и в реальной жизни, - которые очень не похожи на них самих (например, люди другой расы, инвалиды, люди с вызывающей манерой одеваться и т.д.). и к тем, кто совершенно не вписывается в стандарты красоты, принятые в данной культуре (например, люди с лишним весом или с непропорциональными чертами лица).


Хотя теории развития сильно способствуют пониманию универсальных тенденций развития человеческого мышления, этого зачастую недостаточно для полного и всестороннего понимания феноменов мышления, поведения и эмоциональности. Многие проблемы, связанные с «неразвитыми» когнитивными способностями детей, фактически так и не решаются на протяжении всей их будущей взрослой жизни. Так насколько велик разрыв между взрослыми и детьми и действительно ли дети настолько «неразвиты», как полагают многие? Хорошим примером того, насколько необходимы дополнительные теоретические знания для того, чтобы лучше понять детей, служит приложение теории развития к сфере нравственных оценок в области взаимоотношений детей и телевидения. К этому мы теперь и обратимся.

Популярные сообщения из этого блога

С чем можно сравнить семейную жизнь?

Какие правила нужно соблюдать при посещении зрелищных мероприятий?

Как воздействовать на упрямых детей?