Как телевидение конструирует тендерные роли у детей?

В целом исследование роли телевидения в формировании у детей тендерных стереотипов неоднозначно. Одним из возможных объяснений может служить трудность отделения доли телевизионного влияния от влияния других агентов социализации. Более того, традиционные представления о тендерных ролях настолько глубоко укоренены во всех обществах и культурах, что у детей предостаточно возможностей для того, чтобы непосредственно их.



Стереотип разделения труда по половому признаку


Телевидение и конструирование тендерных ролей у детей


В целом это исследование и другие исследования, проведенные с применением альтернативных методов, показали, что существует связь между просмотром телевизора и разделением стереотипных взглядов на различные роли мужчин и женщин в обществе. Однако факт наличия такой связи осложняется многими другими параметрами. Большинство этих исследований было проведено в США довольно давно, и их результаты в некоторой степени устарели. Кроме того, большая их часть не исследовала просмотр определенных типов программ и их характеристики, а была всецело посвящена влиянию телевидения вообще. Логика такого общего подхода основывалась на том, что просмотр телевидения в неограниченных объемах по определению ведет к тому, что дети потребляют большое количество стереотипного контента. Тем не менее многие вопросы остаются без ответа. Например, является ли объем просмотра как таковой лучшим доказательством влияния телевидения на установки? Будут ли в этом смысле отличаться друг от друга те дети, которые смотрят в основном образовательные или государственные телепрограммы, от тех, кто в основном смотрит коммерческое телевидение? И есть ли разница между детьми, предпочитающими разные жанры? Могут ли исследования, измеряющие только лишь объем просмотра, свидетельствовать о наличии различных видов влияния телевидения, которые в действительности могут сбалансировать и свести друг друга на нет?


Корреляционные исследования попытались найти взаимосвязь между просмотром и связанными с тендерными ролями установками. Они показали, что стереотипные установки действительно диктуются телевидением, но при этом не было учтено то, как дети понимают и перерабатывают просматриваемый контент. Социальное положение детей в семье, в группе сверстников, в школе тоже очень сильно влияет на эту взаимосвязь. Те исследования, которые учли этот факт, показали, что влияние телевидения сильнее, когда оно транслирует дополнительную и не противоречащую тому, что ребенок уже знает, информацию. А в тех случаях, когда телевидение дает противоречивые или отклоняющиеся от знакомой ребенку нормы сведения, влияние заметно слабее. Если ребенок уже имеет тендерную схему, то он использует ее в процессе обработки телевизионной информации. Следовательно, телевидение по большей части закрепляет уже приобретенные в социальном контексте установки по отношению к тендерным ролям, а не создает новые.


Необходимо отметить, что не было выявлено прямой взаимосвязи между установками, в том числе и телевизионного происхождения, и фактическим поведением. Например, в одном исследовании дети, которые много смотрели телевизор, оценивали различные виды работы полому, разделяя их на то, что обычно «делают девочки» или обычно «делают мальчики». Но связи между просмотром телевизора и выполнением домашних обязанностей, характерных для другого пола (мытье посуды мальчиком или стрижка газона девочкой), обнаружено не было. Это означает, что и в этом случае поведение остальных членов семьи и значимых других является посредником между просмотром телевизора и фактическим поведением. Более того, напомним, что для стереотипных тендерных ролей характерны противоречия, обусловленные глубокими культурными различиями и противоположной направленностью: на изменения или на сохранение традиционных форм.


Телепрограммы, разрушившие тендерные стереотипы


Эти положения подтверждаются несколькими исследованиями телепрограмм, которые пытались целенаправленно разрушить существующие тендерные стереотипы. Логика, из которой исходили эти программы и сами исследования, заключалась в том, что если телевидение действительно хотя бы немного влияет на конструирование тендерной реальности, то можно рассчитывать на то, что социально противоречивый будет способствовать формированию нестереотипных установок. Эта точка зрения подразумевает, что телевидение может выступать в роли агента социализации, способствующего социальным изменениям, а не агента, который просто сохраняет и укрепляет существующий социальный порядок. Необходимо заметить, что противоречащие принятым нормам изображения и представления могут вызвать разную ответную реакцию у зрителей. С одной стороны, их инновационная и непредсказуемая природа очень выгодно оттеняет их, но с другой стороны, по той же причине, по причине своей редкости, они могут легко затеряться в море традиционных представлений.


Не удивительно, что в этом случае корреляционные исследования показывают, что те подростки, которые постоянно смотрят программы с нетрадиционными тендерными ролями, имеют положительное отношение и ориентацию на нетрадиционные занятия. Тот же самый вывод оказался верным и для детей дошкольного возраста, которые предпочитали американские образовательные программы (в которых в последнее время много усилий тратится на разрушение тендерных стереотипов) коммерческим. И мы снова можем задаться вопросом, значимым для всех этих исследований: является ли именно просмотр программ определенного типа тем, что формирует тендерные установки детей, или же дети, предпочитающие эти программы, более восприимчивы к нетрадиционным тендерным ролям в силу семейных обстоятельств, личностных особенностей и так далее? Вызвана ли подобная открытость новому тем, что родители имеют высшее образование, придерживаются либеральных взглядов на тендерные роли и поощряют просмотр детьми образовательных программ и программ, пропагандирующих нетрадиционные тендерные модели? В общем, вопрос о первичности влияния все еще остается важным и открытым для дальнейших исследований в этой области.


Несколько экспериментальных исследований изучили этот феномен с помощью метода контролируемых ситуаций (например, детям показывали определенные сцены, а затем проверяли, изменились ли их установки по сравнению с контрольной группой детей, которой ничего не показывали). Результаты показали, что дети могут научиться новым тендерным ролям у телевизионных персонажей, особенно тем, которые касаются их собственной половой принадлежности. Как мы уже говорили при обсуждении проблемы идентификации с телевизионными персонажами, девочки в большей степени склонны к принятию ролей, традиционно считающихся мужскими, чем мальчики - тех ролей, которые традиционно считаются женскими. Однако и в этой ситуации нет однозначной уверенности в том, что эти изменения, обладают длительным эффектом воздействия или переносятся с уровня установок на уровень фактического поведения. Очевидно, что глубокие социальные изменения требуют продолжительной манифестации нестереотипных представлений наряду с другими стимулами со стороны окружения, которые могли бы закреплять и легитимировать такие ценности. Это верно как для тендерных представлений, так и для представлений другого характера. И мы вновь и вновь будем повторять: роль телевидения в жизни детей может быть понята исключительно в данном социальном контексте.


Как телевидение формирует у детей понятия «любовь» и «романтика»?


Представляется интересным упомянуть о сдерживающей функции, которую может выполнять телевидение в формировании у детей понятий «любви» и «романтики». В рамках одного из исследований этого нового вопроса детям предлагалось выбрать из ряда типичных для рекламы образов тот, который изображает «самую влюбленную пару», «самую романтическую» сцену и «самый романтический ужин». Анализ полученных данных показал, что дети воспринимают романтику в потребительском смысле. Поэтому, когда дети представляли себе идеальную любовную историю, они включали в нее элементы досуга и культуры потребления. Например, типичным в этом смысле оказался поход в кино или в ресторан. Более романтичные отношения характеризуются посещением более дорогих и престижных ресторанов. Признание в романтических чувствах осуществляется через покупку предметов роскоши. А когда респондентов просили описать процесс ухаживания, в целом они воспроизводили типичные телевизионные сюжеты. В связи с этим девушки и юноши вынуждены сопрягать популярную и волнующую модель «любви с первого взгляда», ассоциирующуюся с потребительской культурой и роскошными ухаживаниями, с менее яркой реальностью, в которой отношения строятся постепенно и практически теряются в повседневной рутине. Мы можем лишь предполагать, но, возможно, телевизионные представления порождают такие фантазии и ожидания от партнеров, которые, будучи невыполнимыми, приводят к разочарованию. Далее, мы можем задаться вопросом, разделяются ли такие «телевизионные» представления о романтической любви детьми в других обществах? Достаточно ли сильно это культурное влияние, чтобы перерасти в фантазии детей, растущих в бедных странах? Так же ли они стремятся к капиталистической модели романтической любви? Как реальность сосуществует и взаимодействует с не соответствующим ей телевизионным контентом? Эти и другие вопросы остаются открытыми.

Популярные сообщения из этого блога

С чем можно сравнить семейную жизнь?

Какие правила нужно соблюдать при посещении зрелищных мероприятий?

Как воздействовать на упрямых детей?